Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Категория: Культурное наследие Юсуповского Дворца на Фонтанке
Дата публикации Просмотров: 3219
Печать

Уже завершив написание вышеназванного очерка и  представив его к всеобщему обозрению, я, как ни странно, не получил обычного удовлетворения: ну рутина какая-то, да и только. Возможно, любопытствующему читателю что-то и симпатизировало в моём изложении – ведь многие даже не знали о таком музее в Юсуповском дворце, а теперь вот приобщились…, но мне от этого не легче. Что-то надо добавить в мои статьи этого цикла, хотя бы какие-то яркие вкрапления: легенды, исторические были и анекдоты.

И ещё – шире использовать в подготовке таких статей-исследований – наглядность, т.е. давать побольше иллюстраций, и главное,  неизбитых. Электронная подача материала позволяет мне использовать по большей части цветные  изображения в значительном количестве. Понятно, что печатать же книжки (самиздат) – дорого, а с цветными картинками – разориться можно. Поэтому и печатаю себе в свой Сайт, что, вероятно, читателям интересно, а мне – приятно.

 

Поэтому спешу дополнить предыдущий материал о Центральном зале Дворца, в котором  довелось дважды поспособствовать проведению музыкальных концертов. И вот как это произошло. Однажды экс-ректор нашего вуза Павлов В.Е. познакомил меня и хранителя нашего Музея где-то в 2005 г. с довольно пожилым человеком (лет за 85) – Георгием Николаевичем Левенштерном. Он окончил наш институт перед самой войной. Ко времени нашего знакомства, Г.Н. был связан с культурно-просветительским центром («Эклектика»), в котором в тот период времени подвизались и потомками бывших дворянских кругов России. Ознакомившись с залами нашего Дворца и их интересной историей, через какое-то время Левенштерн предложил нам проведение безвозмездных ежегодных музыкальных концертов в Белом зале для сотрудников вуза.  Обеспечение исполнительской части концерта и её материального поощрения он брал на себя, а мы должны были дать согласие на аренду зала и  заполнение его зрителями из институтской среды.

 

Первый такой «пробный шар» мы организовали в апреле 2006 г. Он был посвящен музыкальному творчеству нашего питомца композитора Алексея Федоровича Львова (1798-1870). Конечно кое-кто слышал, что А.Львов сочинил в 1833 г. музыку к Российскому гимну на слова В.А. Жуковского («Боже, Царя храни»), а  то,  что он окончил наш вуз в 1818 г. в чине поручика и был инженером-строителем, возводивший мосты на шоссейных дорогах, сооружавший  «аракчеевские поселения» – для многих могло оказаться «тайной за семью печатями». Сын Директора Певческой капеллой, Львов любил и музицировать и выступать, как композитор. Особо надо отметить его сочинения ко многим церковным песнопениям («Иже херувимы», «Вечери Твоея тайные», а всего – 48). Есть у него и светские произведения, до сих пор по достоинству 

 

недооцененные, к примеру, опера «Русский мужичок и французские мародеры в 1812 г.» и оперетта «Варвара». В концерте прозвучали несколько отрывков из его выше упомянутых  произведений. Были  исполнены редкие романсы и песни других авторов середины XIX столетия, его сверстников-композиторов: А.Н. 

Верстовского (кстати, питомца Путейского вуза), А.А. Алябьева и А.И. Гурилёва. Солистами концерта были студенты старших  курсов Консерватории. Концерт оправдал ожидания, и решили провести в 2007 году подобный музыкальный вечер. 

И действительно, 20 апреля 2007 г. состоялся аналогичный концерт, посвященный музыкально одаренным представителям семейства Дервизов. 

Плеяду этих талантливых родственников, вне сомнения, возглавлял Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) – известный деятель железнодорожного строительства в нашей стране (см. книгу автора «Железнодорожные короли России», СПб. Изд. ПГУПС, 1999 г.  –  112 с.). Павел Григорьевич занимался сочинением  музыкальных произведений , в том числе романсов, По некоторым источникам перу П. Г. Дервиза принадлежат романсы таких поэтов, как: М. Ю. Лермонтова «Молитва. В минуту жизни трудную»; А.С. Пушкина «Не спрашивай меня зачем унылой думой»; И.И. Козлова, «Вечерний звон»; на стихи  А.Н.Апухтина «Минула страсть»  и других. Музыкальный талант жены П.Г. Дервиз – Веры Николаевны ценили друзья дома Николай и Антон Рубинштейны. Да и сам Павел Григорьевич был прекрасным исполнителем музыкальных произведений. 
 

 

Самые активные почитатели композитора А.Львова

 

Слушатели произведений Львова

 

В 1868 году П.Г. Дервиз переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле «Вальроз» в Ницце во Франции. Здесь у него был замечательный оркестр и хор певчих из музыкантов-виртуозов Франции и Германии. Он – Почетный член Русского музыкального общества. Такой пассаж от строительства ж.-д. к увлечения музыкой в жизни Павла Григорьевича был, отнюдь, неслучайным. Оказывается, в молодые годы он частным образом серьезно занимался игрой на фортепьяно и даже помышлял стать профессиональным музыкантом. Несомненно, что замечательным от природы слухом были одарены почти все в семействе Дервизов.  Его брат Николай Дервиз (псевдоним – Энде) – артист Мариинского театра; его сын Сергей Павлович писал музыку к стихам известных поэтов и был  отмечен широким жестом мецената – подарил Московской консерватории прекрасный орган, выписанный из Парижа; младший сын Павел Павлович, как и отец, сочинял музыку к стихам, , например, – к балладам А.К. Толстого, которые входили в исполнительский репертуар  Ф.И. Шаляпина. В построенном им театре в своём имении Старожилове, он поставил оперу «Евгений Онегин», где и  спел партию главного героя.  

Интересно отметить, что на вечере помимо музыкальных номеров были и выступления. Мною было кратко рассказано о деятельности П.Г. фон Дервиза на ниве сооружения  важных ж.д. центра России: Москва – Рязань (198 км, 1864 г.); Рязано – Козловской (210 км, 1866 г.); Курско – Киевская (473 км,1870 г.). Две последние дороги он возводил совместно с партнером инженером путей сообщения  К.Ф. фон Мекк, ставшим для П.Г. Дервиза по жизни приятелем. Они дружили  домами (по правде сказать, это больше относилось к женам ж.д. «королей» – Надежде Филаретовны фон Мекк и Веры Николаевны Дервиз). В таком тесном кругу покровителей и меценатов людей искусств невозможно было не знать П.И. Чайковскому о музыкальном хобби семейства Дервизов, хотя бы через  Надежду Филаретовну. Поэтому, помимо музыкальных творений  выше названных Дервизов, в концерте прозвучали арии из оперы Чайковского «Евгений Онегин» исполненных певцами Мариинской школы молодых исполнителей. В этой связи были закономерными небольшой экспромт внучатой племянницы П.И. Чайковского имярек которой, мне неизвестно, а 

также приветствие от руководства литературно-музыкального общества «Эклектика» – Игоря Эммануиловича. Был представлен потомок П.Г. Дервиза,  проживающий в Санкт-Петербурге – его правнук Петр Георгиевич Татарников, известный художник, представивший специально для украшения сцены  портрет далёкого предка из своей коллекции. Концерт, посвященный музыкантам Дервизам, запомнился слушателям надолго. 

 

 

 

 

 

Мой краткий рассказ о ж.-д. магнате  Дервизе

 

Игорь Эммануилович, один из оганизаторов вокального вечера

 

Поет одна из певица из Мариинской школы молодых исполнителей, 20 апреля 2007 г.

 

Наверное, закономерен вопрос, а почему только два концерта в 2006 и 2007 годах состоялись во дворце Юсупова при ПГУПС? Куда исчез запал такого интересного начинания? Объясняется всё очень прозаически – скончался главный «идеолог» «Музыкальных вечеров в Юсуповском» Георгий Николаевич Левенштерн. Вот как всё это происходило. В телефонных разговорах с Георгием Николаевичем обоюдно высказывались пожелания о продолжении таких музыкальных встреч на нашей концертной площадке. У меня много замыслов – говаривал он мне – Жаль, что мы поздно встретились, но ничего чуточку подправлю здоровье, и снова продолжим! А как-то раз в беседе о Левенштерне с экс-ректором В.Е. Павловым, я поинтересовался – Как это в сталинские времена он с такой фамилией не был расстрелян или репрессирован? На что Павлов ответил – Георгий Николаевич сумел удачно устроиться на работу в секретный НИИ, его там ценили и не дали «на растерзание» чекистам. А вот и последнее сообщение о жизнедеятельности Георга Левенштерна (так его величали в своей среде «осколки бывших» из родовитых семейств). Где-то ранней весной 2008 г. он позвонил мне в Музей и назначил деловое свидание около его дома в одном из спальных районов города. Что сулила эта встреча, гадал я. Все было просто. Мне осталось очень мало жить, и я хочу передать Вам собранные материалы о Левенштернах – сказал он грустно. После чего Г.Н. отдал мне большой по формату конверт из крафт-бумаги и посмотрел на меня вопросительно-ожидающе. Я безмолвствовал, затем запоздало изрёк – Конечно, конечно, я что-нибудь предприму. Мы пожали друг другу руки и разошлись… В конверте я обнаружил фотографии и ксероксы из старинных энциклопедий и старых журналов.

 

Из бумаг Левенштерна

 

В большинстве своём они были на немецком языке, были представлены и генеалогические деревья родословных связей в основном семейств прославленных русских  армейских генералов с не менее именитыми инженерами путей сообщения. Так, например инженер путей сообщения, генерал-майор Аполлон Алексеевич Серебряков был женат на Юлии Эдуардовне (Ивановне) Левенштерн (здесь представлена копия портрета её отца  Эдуарда фон Лепенштерна – генерал-майора). Следовательно, сам Георгий Николаевич Левенштерн был близким родственником правнука известного в инженерных кругах путейцев генерала-лейтинанта А.А. Серебрякова – Бориса Серебрякова (кстати выпускника Путейского вуза). Портрет последнего увековечила его супруга замечательная художница Зинаида Лансере. Из бумаг этого конверта следовали и другие головоломные хитросплетения фамилий знаменитых личностей: Левенштернов, Бенкендорфов, Гасфортов, Будбергов, Пассеков, Серебряковых и т.д.

Вскоре после этой встречи Георга Левенштерн не стало. Перестали существовать музыкальные концерты, недавно им организованные. А переданные  его материалы послужили для меня толчком к написанию небольшого очерка о питомцах нашего института «Инженеры-путейцы – отличные военные» в Известиях ПГУПС за 2009 г.

Постскриптум к «Постскриптому…»

В силу сложившихся  обстоятельств, мне пришлось использовать в  этом файле («Постскриптум ко 2 части «Мои экскурсии по Юсуповскому дворцу на Фонтанке») непроверенный факт, из которого следовало, что главного действующего лица очерка – организатора  двух музыкальных концертов, Георгия Николаевича Левенштерна – уже нет в живых. А сегодня, 30 сентября 2015 г. я узнал, что он, слава Богу, благополучно здравствует и продолжает свою просветительскую миссию по линии Филармонии, и уже за период 2009-2015 гг. осуществил около 50 новых акций культуры и искусства. В личном разговоре со мной по телефону Георг Левенштерн выразил мне недоумение по поводу выше названной дезинформации, которая меня одновременно и огорчила и обрадовала… Конечно, это очень досадное недоразумение, за которое я принёс изустно и вот в этой заметке Г.Н. Левенштерну свои глубокие извинения. Долгих Вам лет, многоуважаемый Георгий Николаевич! Одновременно прошу прощения у своих читателей и родственников Г. Левенштерна.  

 

Зинаида Серебрякова (Лансере)

 

Последние статьи

О Славном Роде Строгановых - книга

Где-то в 1991-92 гг.,  началось моё  собирательство сведений о древнем роде Строгановых. О первом из них, известно, что жил он на Новгородчине  с середины  14  века, и все годы на протяжении около 600 лет эта фамилия была на высоте у нашей страны – России!

Не имея больше терпения тянуть с публикацией своего труда, который мною был подготовлен в 2002г. к 300-летию  Санкт-Петербурга и должен был предстать на конкурс высокой комиссии по печати, но был ею на последней стадии моей подготовке его подачи – отвергнут из-за…

Подробнее...

Черное и белое в жизни Галямина

В попытке узнать что-то новое о Валерьяне Галямине - выпускнике Путейского вуза 1814 г, пришлось ознакомиться, как о новых фактах и благих деяниях в его жизни, так и о его неблаговидных поступках.

Подробнее...

Статьи по датам

December 23
Mo Tu We Th Fr Sa Su
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31