Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 
Категория: Персоналии
Дата публикации Просмотров: 11838
Печать

Работая над материалом «Судоходные каналы ГУЛАГа», я невольно обратил внимание на инженера-путейца  Ореста Валерианович Вяземского, находящегося на строительстве Беломорско-Балтийского канала  в качестве  заключенного.

В истории ж.д. транспорта известны лишь две яркие фигуры Вяземских – Орест Полиенович и Валериан Орестович. Поэтому пришлось покопаться в информационных источниках и обнаружить ещё троих представителей этой  трудовой династии Вяземских  –  инженеров-путейцев.

Основным источником новых сведений стали записки неизвестного ранее мне репрессированного инженера-путейца – О.В.Вяземского, которые он написал в сентябре-октябре по вопроснику  писателя С.Ф. Буданцева[1] и передал их  ему в  декабре  1933 г.

Из записок следует, что его прадед – выходец из небогатой дворянской семьи Владимирской губернии по отцовской линии –  Вяземский Полиен Сергеевич (1811-1861) – также был инженером-путейцем (по-видимому окончил в 1826-1827 гг. Военно-строительное училище  при ИКИПСе, которое готовило техников-путейцев), т.к. в списках окончивших ИКИПСа его фамилии нет. Работал скромно и незаметно в Строительном отряде либо на водных путях , либо на шоссейных дорогах, т.к. железных дорог ещё не было. Вышел он в отставку в чине инженера-капитана Строительного отряда и кавалера ордена Анны III-й степени. В дальнейшем  он исполнял должность Богородского исправника и почетного директора Богородских богоугодных заведений.

Дед О.В. Вяземского –  Орест Полиенович ( 30.10.1839 г. –10.02.1910), инженер-путеец. Окончил ИИПС в 1858 г. В его изыскательской деятельности были Волго-Донская ж.д, затем Ростово-Владикавказская и другие ж.д..Служил он и начальником работ по постройке на Транссибе Уссурийской железной дороги (1892-1900 гг.) и южной части Оренбург-Ташкентской железной дороги (1902-1909 гг.).

В то далекое время инженеры, производившие изыскания, как правило и возглавляли строительство их, а затем многие из них оставались на их эксплуатации. О.П.Вяземский  за всю свою трудовую деятельность  выполнил изыскания на более чем 12 тысяч  километрах  ж.д. линий. Его признавали патриархом изыскательского дела, называя «Богом изысканий». Его именем наименовали не только станцию, но и город Вяземский – районный центр Хабаровского края. На станции  «Слюданка»  Уссурийской ж.д. установлен бюст О.П.Вяземского. Он  стал кавалером орденов Владимира IV-й степени, Анны III-й степени, Станислава III-й степени, а также двух иностранных орденов. С выходом в  отставку с инженерной должности он был избран окружным почетным мировым судьей Ташкентского окружного суда. Действительный тайный советник, Орест Полиенович владел потомственным  имением при селе Юрцево Покровского уезда Владимирской губернии.

Умер знаменитый изыскатель10 февраля в Петербурге, но через год его прах перевезли в Москву на Симеоновское кладбище, однако к настоящему времени  его могила утрачена.

Отец О.В.Вяземского –  Валериан Орестович родился в Петербурге 3.10. 1867 г., был крещен в институтской церкви Св.Александра Невского и продолжил семейную традицию, правда, придав ей крен в научную сторону. Он  работал начальником 3-го Туркестанского участка постройки Оренбургско-Ташкентской железной дороги (1901-1911 гг.). Затем в течение пяти лет руководил партией по изысканию железной дороги Ермолино-Нижний Новгород-Сергач-Алатырь-Симбирск (1911-1916 гг.).  Валериан Орестович за труды был пожалован от царя орденами Станислава II-й степени и Анны III-й степени, а

также чином действительного статского советника. В 1918 г.он защитил диссертацию на звание адьюнкт-профессора, затем стал преподавать в ИИПСе, где в 1924 г. его назначили заведующим кафедрой «Изыскания  и проектирование  железных дорог»  Петроградского института инженеров путей сообщения. Его научные труды касались вопросов экономики:  изысканий, строительства и эксплуатации ж.д. В1924 г. в возрасти 57 лет он неожиданно скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Ленинграда. 

Еще один  инженер-путеец родственник О.В. Вяземского  его   двоюродный брат, был инженером –путейцем, окончивший ИИПС в 1912 г. Этим инженером являлся Александр Владимирович  Вяземский (1881-?), но о его деятельности нам ничего не известно.

Справедливости ради здесь следует отметить и женщину этого клана, работавшую многие годы в Московском институте инженеров транспорта – сестру В.О. Вяземского  – Любовь Орестовну Вяземскую (1869-1960). Она оказалась первой русской женщиной, окончившей Кембриджский университет (1901), затем она организовала первую частную женскую  Коммерческую гимназию в Москве (1902-1918), которую передала государству. В Московском университете она училась на физико-математическом отделении и окончила его с дипломом 1-й степени в 1916 г. Преподавала о долго в МИИТе, где с 1938г. по 1957г. была заведующей кафедрой иностранных языков (и это далеко за 80 лет!), а в 1954 г. защитила диссертацию на степень доктора педагогических наук и стала профессором (это в свои 85 лет!).

Наконец – о самом Оресте Валериановиче  Вяземском из того, что он сам соизволил написать: «Родился я 2 июля 1902 г. в Ташкенте. Отец был инженер путей сообщения, изыскатель, а в последние годы своей  жизни – преподаватель, а затем профессор Петроградского института инженеров путей сообщения, и в этой должности он  умер в 1924 году.   Окончил я школу второй ступени в 1919 г. и Институт инженеров путей сообщения в 1924 году… Что касается очень далеких и знатных предков Вяземских, то мне известно лишь, что во времена Иоанна Грозного наш предок Вяземский  был сослан за вольнодумство в Литву и лишен княжеского титула. Там он занимался интригами против своих недоброжелателей, упрятавших его за кордон своей  родины.  От этого предка идет наш род.

Я окончил институт по железнодорожной специальности и дипломный проект делал по новой железнодорожной  линии. Но, когда в 1924 г. я окончил Институт, железнодорожный транспорт только что начинал возрождаться после разрухи, и не было подходящих мест для инженера-строителя. Некоторые мои коллеги начали работать помощниками машиниста или уезжали на окраины страны строить железные дороги. Поэтому я искал работу, на которой можно принести пользу, уже не придерживаясь узко своей специальности. Сперва я делал случайные работы. В 1923 году я производил работы в Карелии по изысканию железнодорожных веток. Тогда я еще был в Институте, на 3 курсе, это была практика, и я исполнял должность нивелировщика. Затем устроился в концессионное  предприятие «Мологолес». Это совместное советско-германское предприятие производило прием линий от станции Мга до Рыбинска. И мы производили паспортизацию железнодорожного полотна с рекомендациями на его реконструкцию. Производились работы на этой линии  под руководством А.В. Ливеровского (бывшего  министром МПС во Временном правительстве, а теперь главного инженера ). Тогда я уже работал техником.

Эта работа не могла удовлетворить меня и мою мать - инвалида., так  как в это время умер отец, и мы остались в тяжелом материальном положении. Я обратился к некоторым знакомым, в частности, к инженеру Кандиба…».

Далее О.В.Вяземский рассказывает о своих поисках места работы, удовлетворяющих его морально и материально. За неполные 5 лет он поменял 8 всевозможных организации проектного направления, работавших в области мелиорации в Средней Азии. Уже в конце 1929 г. он столкнулся с таким явлением как аресты его руководителей  за нецеленаправленное расходование средств.

Как ученый секретарь Опытно-Исследовательского Института водного хозяйства Средней Азии, он уже ожидал ареста и своей персоны, который и  произошел в декабре 1930 г. Затем последовали: допросы в  Бутырке;  Московская «Шарашка» ОКБ по проектированию Беломорско-Балтийского канала и его гидротехнического комплекса; ОКБ на ст.  Медвежья  Гора (уже жизнь в бараках); конкретная производственная деятельность на объектах канала.

Работы в каменоломне на строительстве Беломорско-Балтийского канала

 

Самым драматическим моментом оказалась  проектирование и закладка  плотин на реке Выг, находящейся в системе Беломорско-Балтийского канала вокруг будущей 4-ой  ГЭС. Она оказалась самой крупной из всего каскада пяти гидроузлов и называлась как  Маткожненская ГЭС

Её будут строить много лет. Помешали две войны – с финнами и с фашистами, но на тот период  эти плотины были первыми инженерными сооружениями, которые и нужно было возвести в 1932-1933 гг. Главным «идеологом» создания начал этой ГЭС пришлось быть Вяземскому. Он с достоинством выполнил со своими коллегами и рабочими-заключенными  эту, казалось неразрешимую задачу: две плотины №№ 27, 28 Маткожненского гидроузла и два шлюза ББК на р. Выг были готовы к весенней навигации 1933 г. После такого ударного труда Вяземский был досрочно освобожден и даже награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это досталось огромной затратой человеческих сил: Нервы были на пределе срыва, во всю разыгрался туберкулез 1-й степени…

 

Работы по возведению плотины №28 на строительстве  Беломорско-Балтийского канала

Далее снова из записок Вяземского: « Резюмирую,  что Маткожненскую плотину можно было теперь использовать для судоходных целей на ней мы можем впоследствии  получить не менее  40 тыс. кВт электроэнергии, а это приближается к Волховстрою. Для этого надо только переоборудовать бетонные сооружения плотины, что обойдется в 30 процентов стоимости постройки плотины, а также  построить отводной канал и силовую станцию с гидротурбинами.»

Каменнобросная плотина ББК длиной 150 м и наибольшей высотой 15,3 м

Достройка с небольшими переделками  производилась в послевоенные годы (1949-1953). Окончательная доводка ГЭС состоялась в 1963 г и средняя выработка электроэнергии составляет ныне уже 375 млн. кВт. ч в год.! Вот так вот.

Состав сооружений: здание гидроэлектростанции длиной 57,4 м, водосбросная плотина, земляная плотина, каменнонабросная плотина, земляная сопрягающая дамба длиной 2,37 км, подводящий канал длиной 580 м, отводящий канал длиной 1 106 м, два двухкамерных шлюза в системе ББК.

Проект-схема Маткожненского гидротехнического комплекса в 1963 г

О перипетиях в его жизни на положении  «зэка» можно написать длинно, как это сделал сам О.В.Вяземский – на 36 страницах бисерным почерком. И это было бы правильно  –  на его примере показать унижения и страдания людей от сталинских  репрессий. Но во-первых  этот материал используется мною в работе «Судоходные каналы ГУЛАГа», а во- вторых я все-таки изложу самый интересный момент из его воспоминаний этого периода.

«Это одна линия моей жизни, другая линия следующая. Я долгие годы имел склонность и занимался педагогической деятельностью. Еще в ПИИПСе я был назначен руководителем экскурсий студентов в Ленинградский торговый порт, так как знал языки. Затем демонстрировал первокурсникам музей и учебно-вспомогательные аудитории и лаборатории.  Несколько позже, около 1923 года, я вел практические занятия в физической лаборатории ЛИИПС со слушателями. При Институте организовали   «Школу путей сообщения». Это было среднее учебное заведение для рабочего состава, и я вел занятия в физической лаборатории. Затем эта деятельность несколько приостановилась, но в Ташкенте я сразу стал добиваться занятий по педагогической части. С 1927 г. начал преподавать в Среднеазиатском государственном университете на кафедре строительных работ на инженерно-мелиоративном факультете, вел занятия в Политехникуме водного хозяйства. К моменту своего ареста я уже был утвержден в должности доцента  Среднеазиатского Хлопково-Ирригационного Политехнического института. Не без удовлетворения могу констатировать, через мои руки прошло около 250 молодых специалистов, которые сейчас неплохо работают, хотя я и сам был тогда молодым.

Третья линия идет по части научных работ. У меня за эти годы накопилось около 30 научных статей на различные темы. Некоторые работы  помещены в журнале «Вестник Ирригации» за 1926-1930 гг., а некоторые пригодились на Белморстрое. Я много работал по бетону, а в последний год до ареста – по асфальто-бетону».

Орест Валерьянович Вяземский прожил большую и достойную жизнь, занимаясь любимым инженерным делом. Несправедливо осужденный по ст. 58, п. 7 («вредительство») на 5 лет концлагеря он, как  автор оригинальных плотин на Маткожненском гидроузле досрочно освобожденого из  заключения в 1933 году. И хотя судимость была  снята ,но  он волей –неволей продолжал работать вольнонаемным специалистом на объектах   гидротехнических сооружениях, таких как Свирский гидроузел, позже проработал в должности начальника проектного сектора и заместителя главного инженера строительства водоснабжения Владивостока, заместителем начальника проектного отделения и главным инженером строительства Углического и Рыбинского гидроузлов на канале им Москвы.

                  

Награды О.В.Вяземского ( 1902-1968)

             

Весной 1938 года он защитил кандидатскую диссертацию. Неизвестно, где он трудился во время войны, но в 1943-1947 гг. –  вполне  мог трудиться на канале Волго-Дон. После войны, в августе 1947 года  О. В. Вяземский пришел на работу во Всесоюзный НИИ гидротехники им. Б.Г. Веденеева, в котором и проработал всё отпущенное ему Богом время. Реабилитирован Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Узбекской ССР (Определение от 2.12.1957г.). Он автор более 70 научных работ. Производственная, научная и преподавательская работа О. В. Вяземского отмечена тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».

Умер О. В. Вяземский 9 марта 1968 года и похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

 


[1] В 1933 году ОГПУ пригласило большую группу писателей для создания книги-монографии о строительстве Беломорско-Балтийского водного пути. 22-23 августа писатели во главе с А.М. Горьким проплыли на пароходе по южному участку трассы канала.. Это было общее знакомство, самое начало работы. Позже, в декабре 1933 г.они приступили к сбору материала..

Undoubtedly, there are some points you perhaps think about drugs. Let's discuss about how you can make sure that medications you order online are sure. You can purchase medicament to treat acute treatment of the symptoms of osteoarthritis or trigeminal neuralgia. Some services offer to their customers Viagra. If you're concerned about sexual disease, you perhaps already know about levitra 20mg. Maybe either man knows at least some about levitra 10mg. Matters, like , are linked sundry types of soundness problems. Notwithstanding erectile malfunction is more common among older men, that doesn't something you merely have to live with. Several medicines may add to sex drive difficulties, so its essential to cooperate with your soundness care provider so that the prescription can be tailored to your needs. Causes of sexual dysfunction switch on injury to the penis. Chronic disease, certain remedies, and a condition called Peyronie's disease can also cause sexual dysfunction. Do not give Viagra or any drug to anyone under 18 years old without prescription.

Добавить комментарий


Поиск

Последние статьи

О Славном Роде Строгановых - книга

Где-то в 1991-92 гг.,  началось моё  собирательство сведений о древнем роде Строгановых. О первом из них, известно, что жил он на Новгородчине  с середины  14  века, и все годы на протяжении около 600 лет эта фамилия была на высоте у нашей страны – России!

Не имея больше терпения тянуть с публикацией своего труда, который мною был подготовлен в 2002г. к 300-летию  Санкт-Петербурга и должен был предстать на конкурс высокой комиссии по печати, но был ею на последней стадии моей подготовке его подачи – отвергнут из-за…

Подробнее...

Черное и белое в жизни Галямина

В попытке узнать что-то новое о Валерьяне Галямине - выпускнике Путейского вуза 1814 г, пришлось ознакомиться, как о новых фактах и благих деяниях в его жизни, так и о его неблаговидных поступках.

Подробнее...

Статьи по датам

December 23
Mo Tu We Th Fr Sa Su
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31