Работа в ИКИПС
Вот такие три фамилии были у героя нашего очерка Алексея Ивановича Майорова (Маюрова, Маирова) и никто не знает, какой же на самом деле она была. Почему-то в ИКИПС е прижилась фамилия – Маюров.
Неизвестны также многие факты из его жизни. Например, на сегодня осталась за семью печатями кусок его биографии со дня рождения до 27 летнего его возраста. Нет его портрета и даже словесное описание весьма скромное: красивое и благородное лицо. Нам, конечно, важнее всего знать о его карьере, о том, чем знаменит и почему мы причислили его к выдающимся представителям нашего Путейского вуза. Повторим, прежде всего, те моменты жизни Алексея Ивановича, которые нам известны из некоторых биографических справочников.
Он, будучи горным инженером (?), в 1807 г. был направлен усилиями Н.П. Румянцева из Горного ведомства в ведомство Водяных коммуникаций, главным директором которых в1801– 1809 гг. и являлся сам Николай Петрович Румянцев (1754 – 1826). Румянцев отлично понимал всё значение водных путей для России и старался укрепить их кадрами. В частности его стараниями в 1807–1808 г.г. в Петербурге уже побывал А. Бетанкур – европейское научное светило той поры, которого чуть позже, в 1809 г. уже назначили ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения. В свою очередь, Румянцев предложил Маюрову заняться теоретической гидравликой. Оценив его способности, руководство Ведомства в 1808 г.решило сразу же послать Алексея Маюрова впитывать знания передовой французской науки, что он и исполнил, обучаясь в Политехнической Школе и в Школе мостов и дорог в Париже, дипломы которых он получил соответственно в 1809 г. и в 1811 г. . Возвратившись на родину, молодой ученый не раз высказывал свою мысль о значительном усилении только что созданного ИКИПСа, и о создании в нём своих учебных курсов по гидравлике и гидротехнике. Иначе, говорил он: «…мы вечно будем заимствовать от иностранцев просвещение, не достигнув оного никогда». Он, в частности, перевёл на русский язык книгу Ш.Боссю «Исследования о наивыгоднейшем построении плотин» с добавлением своих расчетов. При этом он подчеркивал: «Юный гидравлик будет вечно юным без хороших познаний математики». Ректору А. Бетанкуру всё это импонировало, и он имел ввиду обязательно пригласить его на преподавательскую работу к себе в вуз. Летом 1812 г. освободилась вакансия профессора математики (профессор Карл Потье был сослан с другими французскими коллегами в Иркутск, в связи с войной с Наполеоном) и А.И. Маюров стал профессором математики.
Он читал лекции, оставшимся в институте студентам по курсу «Трансцендентные функции», «Диффиренциальное и интегральное исчесление» по Лакруа, «Приложения алгебры к геометрии» тоже по Лакруа, а вот курс «Приложения анализа к геометрии» он читал по собственным разработкам. Довелось ему читать «Механику», нашим питомцам – поручикам, вызванных с полей сражений с наполеоновскими войсками. Занятия шли ускоренными темпами: с ноября 1812 г. по март 1813 г., когда семеро поручиков: П. Варенцов, Г. Ламсдорф, С. Лихардов, С. Муравьев-Апостол, С. Строганов и Ф. Отт снова были востребованы уже в военную кампанию по освобождению Европы от французского поработителя (больше в вуз они уже не вернулись, что соответствовало договоренности Александра I и Бетанкура).
Военная эпопея
Надо сказать, что А.И. Маюров в этот период настойчиво просил своё начальство отпустить его в действующую армию М.И.Кутузова. В рапорте на имя Главного директора путей сообщения Ф.П. Деволанта он заявил, что «при затруднении прикомандировать в армию с настоящим его чином подполковника он охотно пойдёт простым волонтером».
Удерживал его Деволант на том основании, что Маюров ещё не отработал положенного срока в Ведомстве, который полагалось ему выполнить за бесплатное обучение во Франции. В конце концов, летом 1813 г. он убыл в армию и быстро догнал её авангард уже в пределах Польши.
Здесь из переписки прапорщика Никиты Муравьёва с родителями в июле-августе 1813 г., узнаём, что А.Маюров уже был в чине инженера-полковника. У него с Н. Муравьевым сложились дружеские отношения, несмотря на различия в чинах (сказывалась дворянская кастовость). Нельзя сказать, чтобы в наступательной кампании 1813-1814гг. инженер-полковник занимался только наведением переправ и фортификационных сооружений. Скорее всего, он в большей степени руководил боевыми подразделениями конных войск Егерского полка.
Бой при Лейпциге
Реляция 3-м императорам о победе...
Известно, что он участвовал в сражениях в Богемии, под Дрезденом, при Лейпциге. Маюров был награждён боевыми орденами Св. Владимира 4-й степени, Св.Анны 2-й степени, Св.Георгия 4-й степени.
![]() |
![]() |
![]() |
Орден Св. Владимира 4-й степени | Орден Св.Анны 2-й степени | Орден Св.Георгия 4-й степени |
Имелись у него и иностранные награды. Например, руководя отделением шведских войск (Бернадота-Шведского) в составе русских войск, он с боем взял два неприятельских укрепления при крепости Юлих, за что получил военный орден Меча.
Позже, командуя прусским корпусом (из соединений Шарнхорста-Прусского) в сражении «Битва народов» у Лейпцига, был отмечен редким прусским орденом «За заслуги». Но об этих его воинских заслугах не найти ни строчки в исторических трудах Путейского института, хотя про участие студентов в Отечественной войне скромно, но всё же сказано.
А между тем, Маюров был единственным участником войны с Наполеоном из числа преподавателей ИКИПС.
Правда, надо иметь в виду, этих профессоров было мало и многие из них – в преклонном возрасте. В конце 1814 г. инженер полковник Маюров уже был причислен к Квартермейстерской части императора Александра I. В 1815 г. Маюров вернулся к преподавательской деятельности в ИКПС, но проработал там недолго. Его влекла чистая наука. Кстати в Петербургской АН было уже достаточно его учебных разработок по курсам высшей математике и механике, читаемых в ИКИПСе, чтобы избрать его в 1815 г. своим членом-корреспондентом.
Продолжая обозреваять его учебно-научную деятельность послевоенного периода, следует вспомнить, что в 1817 г. он издал дополненный и откорректированный читаемый им курс для студентов «Приложения анализа к геометрии» под названием «Вышняя геометрия в пространствах», что было осуществлено впервые на русском языке. Работа это получила полное одобрение в Петербургской АН. Другой его научный труд, к которому он шел более десяти лет, и изданный на французском языке в 1833 г., назывался «Nouvelle théorie sur la résolution des équations numériques des tous les degrés» (Новая теория о численном решении алгебраических уравнений всех степеней). Эта фундаментальная работа Маюрова была настолько успешно принята французским научным сообществом математиков, что он оказался избранным членом Парижской АН, а это случалось весьма редко с российскими учеными того времени.
Он одессит, а это значит…
Все официальные биографии Алексея Ивановича Маюрова заканчиваются словами: «Последние годы провел в Одессе, где и скончался». Но вот где-то промелькнуло, что в 1829 – 1834 гг. он состоял в Одессе чиновником по особым поручениям при новороссийском генерал-губернаторе. Но, как было отмечено выше, в этот период он ещё продолжал заниматься своей любимой высшей математикой. А, вот временной отрезок 1817-1827 гг. – повис в воздухе, также как и период после 1834 г., когда до его кончины впереди было ещё почти 15 лет. Что делал и чем занимался этот, неуёмной энергии, человек в эти отрезки его жизненного пути? Как увязать новые служебные дела со страницами его личной жизни (о которой стало нынче кое-что известно) после отъезда из столицы, где его ждала карьера видного ученого-математика в Академии, Университета или профессора того же Путейского института?
Здесь нам помогут приоткрыть завесу о его карьере скромные по размерам жизнеописания его семейной жизни, встретившиеся в историко-мемуарной литературе.
К примеру, стало известно, что его первой женой была представительница из очень богатого семейства Кушелевых (несколько позже их род стал именоваться, как – Кушелевы-Безбородко!). В 1815 году он женился на ней и уже в 1816 г. она родила ему дочь, однако супруга вскоре после родов умерла от чахотки. Далее, известным стало, что по неустановленным пока причинам, А.Маюров не был в чести у Александра I. Все эти негативные обстоятельства послужили тому, что он, имея блестящую перспективу кабинетного учёного, вступил на стезю (1817-1822гг.) профессионального военнослужащего и добился своего восстановления в чине полковникаи получения под своё командование отдельного егерского армейского полка, который позже вступил во вторую армию.
Судьбе было угодно, чтобы в 1820 г. его полк проходил маршем через Малороссию, и одна из днёвок была назначена в крупном населённым пункте Ярославце, где самым богатым и представительным семейством были родовитые Кочубеи. Представим отрывок из воспоминаний В.В. Кочубея: «Мы сбирались с матушкой ехать на богомолье в Ахтырку, как вдруг получаем известие, что в Ярославец идет полк Маюрова. Матушка отложила поездку для того, чтобы остаться хозяйничать, и мы поместили полковника у себя в доме; он со своей стороны был так любезен, что приказал полковым музыкантам играть у нас. На другой день он ушел с полком, а мы отправились на богомолье».
Дом Кочубеев в Ярославце
Остановка в доме Кочубеев не прошла бесследно для Маюрова. Именно тогда он влюбился с первого взгляда в незамужнюю сестру В.В. Кочубея – Елену Васильевну. Далее последовали сватовство и венчание в 1822 г. Тогда Маюров вышел в отставку, построил свой дом в Ярославце для себя, новой жены и своей дочери от первого брака. Кочубеи и Маюровы жили более пяти лет в счастье и благополучии. Однако завести общих детей с Еленой им было не дано. Алексей Маюров в целях материальной независимости от семейства Кочубеев поступает на должность советника по особым поручениям к М.С. Воронцову, генерал – губернатору Одессы и Новороссийского края. Работа поглощает на первом этапе всё внимание А.И. Маюрова, и он вдруг прекращает общение со своей официальной семьей. Ни холост, ни женат – таков его статус с 1827 г. по 1848 г. Неизвестны и конкретные дела Маюрова по исполнению поручений его шефа. Но это, конечно, была не борьба с саранчой, которой пришлось ещё в 1823 г. заниматься А.С. Пушкину, сосланному в Одессу подальше от столицы. В правлении у князя Воронцова появляются всё новые территории: Бесарабия, весь Кавказ, в общем – всё беспокойные регионы. Наверное, не последнюю роль в налаживании мира с ними играл действительный статский советник, бывший генерал-полициймейстер 2-й армии А.И. Маюров.
О значимости фигуры Маюрова, которую он представлял в управлении Воронцова огромной территории, говорит такой факт: одним из самых шикарных особняков на Приморском бульваре Одессы в 1828 г. был и дом генерала А.И. Маюрова. Известный архитектор Ф. К. Боффо, строивший особняки самым титулованным или очень богатым людям Одессы и многих городов Причерноморья, постарался на славу и для Маюрова.
Особняк М.С. Воронцова в Одессе
Позже для него же он спроектировал два плана для садов: один для отдыха и прогулок на береговом морском спуске и другой, там же, для произрастания экзотических фруктовых насаждений. Такая вдруг вспыхнувшая любовь к садоводству привела
Алексея Ивановича, в конце концов, к тому, что он стал вице-президентом Императорского сельскохозяйственного общества Южной России.
Теперь постараемся ответить на законный вопрос – а для кого же всё это он делал, где та пассия или дружная семья, которая заполнила бы эти прекрасные архитектурные и ландшафтные творения? Вторгаться в личную жизнь – не лучший вариант для нашего очерка, но главным было – поиски истинных «страниц описания личной жизни» героя сего повествования. В конце концов, удалось установить, что здесь в Одессе Алексей Иванович высмотрел вою новую желанную женщину, и ею была Екатерина Васильевна Власто, дочь купца первой гильдии и одного из крупнейших домовладельцев бурно развивающейся Одессы. У этого неоформленного законом брачного союза Екатерины Власто и Алексея Маюрова появились дети Алексей и Павел, которых А.И. Маюров усыновил под фамилией Власто-Маюровы.
Вид Одессы 1840-х гг.
Круглый дом А.Маюрова,снимок 1880-х гг.
В Одессе были когда-то широко известны и второй дом Маюрова на Круглой (Маюровой) площади, который приносил дополнительный доход семье, и – дом В. Власто. В итоге после смерти двух глав семейств всё досталось внукам Василия Власто и «приёмным» сыновьям Алексея Маюрова. Дети его стали военными и много лет проживали в Одессе. Сам Алексей Иванович упокоился в октябре 1848 г. и был отпет в Кафедральном Соборе, что стоял возле его дома, и похоронен на старом Одесском христианском кладбище.
Вот такое продолжение в последних двух частях этого очерка получила биография нашего видного профессора, о которой мы не знали.
Undoubtedly, there are some points you perhaps think about drugs. Let's discuss about how you can make sure that medications you order online are sure. You can purchase cure to treat acute treatment of the symptoms of osteoarthritis or trigeminal neuralgia. Some services offer to their customers Viagra. If you're concerned about sexual disease, you perhaps already know about levitra 20mg. Maybe every man knows at least some about levitra 10mg. Matters, like , are linked sundry types of health problems. Notwithstanding erectile disfunction is more common among older men, that doesn't some you just have to live with. Several medicines may add to sex drive difficulties, so its essential to cooperate with your heartiness care provider so that the prescription can be tailored to your needs. Causes of sexual disfunction include injury to the penis. Chronic disease, definite remedies, and a condition called Peyronie's disease can also cause sexual dysfunction. Do not give Viagra or any drug to anyone under 18 years old without prescription.
Где-то в 1991-92 гг., началось моё собирательство сведений о древнем роде Строгановых. О первом из них, известно, что жил он на Новгородчине с середины 14 века, и все годы на протяжении около 600 лет эта фамилия была на высоте у нашей страны – России!
Не имея больше терпения тянуть с публикацией своего труда, который мною был подготовлен в 2002г. к 300-летию Санкт-Петербурга и должен был предстать на конкурс высокой комиссии по печати, но был ею на последней стадии моей подготовке его подачи – отвергнут из-за…
Подробнее...В попытке узнать что-то новое о Валерьяне Галямине - выпускнике Путейского вуза 1814 г, пришлось ознакомиться, как о новых фактах и благих деяниях в его жизни, так и о его неблаговидных поступках.
Подробнее...