В истории Петербургского Института инженеров путей сообщения имя Сергея Демьяновича Карейши (1854-1934) выделено особо. Ему довелось быть ректором этого старейшего вуза России в самые непростые для страны годы – 1911-1914 и в 1915-1918, и о деятельности этой личности уже много написано и, следовательно, о нём хорошо известно. Но вот о его отце в новой истории нашей страны была однозначно – лакуна. Нынче наступило время сказать несколько слов и о деятельности этого человека.
Демьян (Дамиан) Васильевич Карейша (Корейша) стал известным археологом в первой половине XIX в. в нашей стране, благодаря раскопкам и изучению в Крыму совершенно уникального кургана в мире. Этот курган, названный Куль-Оба или – Царский, расположенный в окрестностях Керчи, явился предметом его тщательного обследования, который к осени 1830 г. стал одним из самых знаменитых исторически значимых захоронений в мире.
В это время Демьян Васильевич был правителем канцелярии Керчь-Еникальского градоначальника и ему было поручено параллельно курировать раскопки в Крыму. Как только император Николай I узнал о замечательных раскопках Царского кургана, он приказалнемедленно доставить самые драгоценные находки в Петербург. Эти древности в феврале 1831 г. в сопровождении жандарма были доставлены Д. Карейшей в Петербург и вскоре поступили в Эрмитаж, где с ними и ознакомился Николай I. Император был очень рад этим бесценным артефактам и, как рассказывали очевидцы, после сообщения Карейши о подробностях этих находок, царь одарил его золотым перстнем с бриллиантами со своей руки. Позднее, в мае 1838 г. Демьяна Карейшу причислили уже к Кабинету ЕИВ с жалованьем. Он неоднократно награждался орденами и ценными подарками за труды и за усердие при разыскании древностей, а также субсидировался ежегодными денежными суммами для производства археологических раскопок. Карейша вёл эту работу весьма интенсивно, за эту поспешность его совершенно справедливо раскритиковали последующие археологи. Но тут была и объективная причина – Карейша оказался заложником Министерства Императорского Двора, которого совершенно не интересовал конкретный археологический подтекст находок.
Внутренний вид кургана Куль-Оба, худ. К.Боссоли
Николай I требовал доставки в Петербург лишь золотых вещей и высокохудожественных памятников искусства. Это приводило к разобщению объектов некоторых археологических комплексов.
![]() |
![]() |
|||
Браслет со сфинксами | Золотая гривна, фрагмент | |||
![]() |
![]() |
|||
Змеерукая богиня | Подвески |
Бляшка "Олень"
Поступавшие в Петербург керченские древности вплоть до открытия Нового Эрмитажа хранились в Мальмезонской галерее и в Овальном кабинете.
Овальный зал Эрмитажа
Теперь несколько слов о более подробной биографии Демьяна Васильевича Карейши.
Родился он в 1808 г. в дворянской семье в одной из южных губерний Малороссии. В детстве он получил отличное домашнее образование, а в 1822 г. поступил в Ришельевский лицей[1], где, проучившись 8 лет, окончил его первым по успехам. По окончанию Лицея был направлен в канцелярию Керченского губернатора и вскоре стал её начальником. Неожиданно волею судеб, как было сказано выше, он сделался знаменитым археологом, и это его увлечённое занятие продолжалось почти два десятка лет. В начале 1840-х гг. он женился на Анне Сергеевне Голенищевой - Кутузовой (1820-?), отец которой Сергей Васильевич был прямым потомком известного в Росси семейного древа Голенищевых - Кутузовых и приходился родственником полководцу М.И. Кутузову. У супругов было двое детей: старшая Ольга и сын Сергей. В 1849 г. Демьян Карейша переехал на постоянное место жительства в своё поместье на Полтавщине, удалившись от казённой службы, и целиком посвятивший себя семейным заботам. Было это вызвано тем обстоятельством, что после отстранения от должности директора Керченского краеведческого музея А.Б. Ашика (бывшего помощника и впоследствии постоянного конкурента Карейши) ему не доверили эту престижную должность, на которую он вполне закономерно рассчитывал. Карейша был самолюбивым, опытным специалистом-археологом, честным человеком и, имея дело с драгоценными находками, никогда не поддавался искушениям «золотого тельца». Наоборот. Известно, например, что свою коллекцию из старинных 107 монет в 1838 г. он подарил Эрмитажу.
Скончался Д.В. Карейша в 1878 г., в то время, когда сын его Сергей, окончивший Петербургский Институт инженеров путей сообщения, уже как год служил на одном из участков Юго – Западной железной дороги, расположенной неподалёку.
С.Д. Карейша
Возвращаясь к археологическим делам в Крыму героя нашего повествования, подчеркнём, что обнаруженные в этом главном кургане, сосуды из серебра и другие предметы прикладного искусства, украшенные золотом, а также ювелирные золотые изделия – поразили Карейшу на всю жизнь своей красотой и изяществом. Работы мастеров-ювелиров и прикладников глубокой древности (VII- V в. до н.э.), потрясли его своей сверхсложной технологией создания драгоценных благородных сплавов из золота и серебра и уникальными способами изготовления из них ими – ювелирных и декоративных изделий с помощью: резки, ковки, пайки, гравировки, теснения и др.
Так, чеканные изображения на вазе, выполненной в IV в. д.н.э. из электрума (сплава золота и серебра) и найденной в Куль-Оба – дала впервые миру представление о наших далёких предках–скифах: воинах и охотниках!
Самоудовлетворение от занятий раскопками стали для Карейши залогом длительного увлечения археологией вплоть до 1847 г. В параллель с ним этим занимался и его коллега и постоянный соперник А.Б.Ашик – чиновник для особых поручений начальника Кавказской области. По-видимому, у обоих было много свободного времени от основной деятельности. Они также отрывали многие часы от своего досуга, занимаясь любимым делом.
Позже под их началом, были изучены не только знаменитые Царский и Золотой курганы, но и многочисленные курганы Юз-Обинского некрополя, а также многие десятки античных захоронений в окрестностях Керчи, где насчитывалось тогда в общей сложности свыше 1300 древних погребений с курганными насыпями. Было раскопано так же ряд склепов, интересных с точки зрения их конструкций, архитектурных украшений и древней настенной живописи. Таким образом, их первоначальная деятельность, связанная с раскопками, ознаменовалась открытиями многих замечательных погребальных комплексов.
Ещё в 1833 г. губернатор Новороссии, граф М.С. Воронцов утверждает на вакансию поста директора Керченского музея А.Б. Ашика, хотя вполне реально претендовал на эту должность и Д.В. Карейша. С этого времени между ними наступила не только нормальная конкуренция – но и профессиональное соперничество, что пошло на пользу роста квалификации их как археологов. Известно, что некоторое время музей древностей
располагался в помещении городской гауптвахты при въезде в Керчь, которая обеспечивала и охрану музейным коллекциям. Только в 1835 г. по проекту архитектора Д. Торичелли было построено на горе Митридата здание музея в стиле афинского храма, куда к 1841 г. окончательно перевезли все коллекции.
Храм - музей, арх. Ториччели
Керчь. На горе Митридат античное здание, отданное под музей древностей, худ К.Боссоли
К началу 1840-х гг. объектами археологических раскопок Ашика и Карейши стали помимо окрестностей Керчи, и побережье Тамани, а в ней, прежде всего, исчезнувшая с лица земли Фанагория. Несколько подробнее остановимся на её истории.
Это большое поселение было основано в 6 веке до нашей эры (около 540-х гг. до н.э.) переселенцами из греческой области Иония, находившейся на берегу Малой Азии. Иония являлась богатейшей частью греческой ойкумены. В VII в. до н.э. для неё наступили тяжелые времена. Угроза пришла с востока, со стороны Лидийского царства. Войска этого государства стали нападать на территории эллинских городов, подвергая их опустошению. Часть их жителей предпочла покинуть свою родину в полном составе, чем стать рабами. Они сели на корабли и отплыли на свободные земли Понтийского моря и создали две колонии, среди которых была и Фанагория.
В 1836 г. раскопкой кургана фанагорийского некрополя стал вести директор Керченского музея древностей А.Б. Ашик, а с 1839 г. Д.В. Карейша. Однако, они смотрели на поиски древностей на Тамани, как на второстепенные, поскольку главная их деятельность была сосредоточена на исследованиях в Керчи. Поэтому этот первый период правительственных раскопок на Таманском полуострове осуществлялся с поспешными составлениями отчетов.
Вначале в пробных археологических раскопках в более чем 30 курганах разного размера традиционно находили немного изделий из золота и серебра. Позже эту работу, которая стала носить более тщательный характер, продолжили. Но это произошло уже в 1860-х гг., и другими археологами, которыми были найдены многие уникальные артефакты. Так, например, в погребении жрицы Деметры обнаружили высокохудожественные керамические изделия – поистине шедевры эллинской эпохи. Среди них отметим богиню Афродиту, рождающуюся из раковины и фантастическое животное – крылатый сфинкс с головой женщины-красавицы и с роскошной диадемой.
Афродита. Фотография, Прокудин-Горский, 1908г.
Теперь немного о раскопках в Херсонесе
Из истории Руси известно, что в 988 г. Великий князь киевский Владимир I (960-1015) после нескольких месяцев осады захватил город Херсонес (Корсунь), входящей в состав Византийского государства,что позволило ему диктовать свои условия императору Василию II – жениться на его дочери, царевне Анне. Тогда же Владимир I Святославович принял в одном из главных храмов этого города – христианскую веру, отбросив язычество. С того времени христианство своею волею Владимир стал насаждать по всей Киевской Руси. В сознании древнерусских летописцев Херсонес стал колыбелью Христианства земли русской, а Владимир I летом 1240 г. был признан церковью Святым.
В конце XI в. происходило ослабление торгово-экономических позиций Херсонеса, когда монголо-татарская орда его постоянно разоряла и, наконец, сожгла. Херсонес перестал существовать и его останки поросли степными травами.
Руины Херсонеса сегодня
После того, как Крым в результате победы над Турцией был завоёван в правление Императрицы Екатерины II, началось его освоение русскими.
В первой четверти XIX в. вспомнили, что под Севастополем есть святое место для православных россиян – руины-останки византийского города Херсонеса, в одном из храмов которого (св. Василия ?) первый россиянин (киевский князь Владимир «ясно солнышко») был крещён по обычаям и канонам византийской (христианской) веры.
Купель, где принял крещение кн. Владимир
Крещение Владимира, лето 988г.
Крещение русского народа в водах Днепра, 988г.
После этого христианская вера стала внедряться государством и церковью по всей России.
В 1827 г., по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса, при которых были открыты фундаменты четырех храмов (Св. Иоанна Предтечи, Св. Василия, Св. Климента и Св. Богородицы), последний из которых был предположительно объявлен местом крещения киевского князя Владимира. Однако, уже тогда были сомнения о идентичности этого храма «святому месту» всех россиян.
В 1842 г. под руководством Д. В. Карейши на территории Херсонеса проводились последующие поиски древних храмов и захоронений. В 1846–1847 гг. Карейша вновь возвращается в Херсонес, где под его руководством были открыты несколько подземных находок, относящихся к юго-восточному району некрополя. Среди них найден задернованный фундамент здания византийского периода, принадлежность которого осталась невыясненной. Известно только, что в нем нашли «небольшую статуйку» и два бронзовых креста. Может быть, это были находки одного из храмов, где крестили князя Владимира I. Все раскопки этих лет были связаны с желанием российского императора Николая I поставить в Херсонесе обелиск или возвести храм на месте крещения Великого князя Владимира. Вскоре воля императора преобразовалась в проект постройки собора. В результате было определено местоположение и контуры фундамента храма в районе центральной площади Херсонеса. Найденный там самый большой фундамент (по договорённости с власть имущими, церковниками и учеными-археологами, среди которых, несомненно, было учтено и мнение Д.В. Карейши) и решили считать тем местом, где произошло крещение Великого князя Владимира.
Сооружение этого храма – Владимирского собора, его разрушение фашистами в годы Великой Отечественной войны и последующее восстановление – представляет другую историю, выходящую за рамки нашего очерка о Д.В. Карейши.
Владимирский храм сегодня
Интерьер Владимирского собора
Из всего вышесказанного следует, что в период практической и исследовательской деятельности Д.Карейши ещё только происходило становление структуры российской классической археологии и выделение ее как самостоятельной научной дисциплины, к которой Д.В.Карейша – «руку приложил». Помимо его реальных артефактов, экспонирующихся в Эрмитаже и многих других музеях нашей страны, имеются и основные труды, этого подвижника-археолога: «Об археологических раскопках близ древних: Пантикапея, Фанагории и Херсонеса (1845–1846): Извлечения из отчета Д. В. Карейши // ЖМВД. 1846. Т. 16. № 11. С. 248–310)», «Карейша Д. В. Археологические исследования вокруг Керчи, Севастополя и на Таманском полуострове (1846–1847) // ЖМВД. 1848. Т. 21. № 3».
[1]Ришельевский лицей в Одессе был образован в 1817г. (занятия в нём начались в 1818 г.).Учебные планы лицея не предусматривали специализации, срок обучения составлял 8 лет. До 1820 г. преподавание велось на французском языке.В первый периода (1817-1837) лицей был близок к типу среднего учебного заведения. В нем учились дети состоятельных дворянских семей. В него отдавали учиться детей не только южных губерний, но и со всей России. Обучение в нём было классическим и «поштучным»: в классах было по 10-15 учащихся.
Где-то в 1991-92 гг., началось моё собирательство сведений о древнем роде Строгановых. О первом из них, известно, что жил он на Новгородчине с середины 14 века, и все годы на протяжении около 600 лет эта фамилия была на высоте у нашей страны – России!
Не имея больше терпения тянуть с публикацией своего труда, который мною был подготовлен в 2002г. к 300-летию Санкт-Петербурга и должен был предстать на конкурс высокой комиссии по печати, но был ею на последней стадии моей подготовке его подачи – отвергнут из-за…
Подробнее...В попытке узнать что-то новое о Валерьяне Галямине - выпускнике Путейского вуза 1814 г, пришлось ознакомиться, как о новых фактах и благих деяниях в его жизни, так и о его неблаговидных поступках.
Подробнее...