Как-то вдруг вспомнилось, что работая над материалом очерка «Мои духовные отцы» в разделе об А.Г. Гаккеле, я узнал, что у его бабушки Ольги Глебовны, были сестры: Вера Глебовна и Мария Глебовна Успенские. Наверное, их мужья были также неординарными людьми, как муж Ольги Глебовны – Яков Модестович Гаккель.
Отыскать конкретные факты из их жизни – дело сложное, т.к. они переплетены с сугубо личными страницами их бытия или, порой, с – их семейными тайнами. Но всё же кое-что удалось узнать о судьбе этих трёх сестрах и, немного об интереснейшем семействе Успенских.
Сестры успенские
И вначале напомним, что главой этой большой семьи был писатель Глеб Иванович Успенский (1843-1902), который как в обычной жизни отличался особым сопереживанием чужому горю, так и в своём творчестве поставил во главу угла «героя» из простого народа, живописал быт, нравы и бесправие в основном – крестьянства.
Г.И.Успенский, худ.Н. Ярошенко
Он был хорошо знаком с конца 1860-х с народовольцами В.Н. Фигнер, Н.А. Морозовым и другими (в связи с этим отметим и показательный факт – встречу нового года в его квартире в Петербурге с корифеями-народовольцев в 1881 г.). Поэтому в доме Успенского была создана атмосфера симпатии к этому движению. Дух борьбы с несправедливостью в российском обществе уже тогда пропитал души абсолютно всех пятерых детей-подростков, а позже он лишь укрепился в годы их взросления.
Дом Успенского в Сябреницах
Ольга Глебовна Успенская (Гаккель) (1881-1942)
Самая младшая из дочерей четы Глеба Ивановича и Александры Васильевны Успенских – Ольга волей-неволей с малых лет впитала в себя ту идеологическую атмосферу, что составляло их духовное бытие. Старшие: брат Саша и сестра Вера – вращались в той обойме интересов, которыми живо интересовался их отец писатель-народник: добрый к простому люду, легко ранимый их печалями и заботами.
Постоянные разговоры отца и матери об увиденном в деревенских селениях и небольших провинциальных городах, а также беседы с приезжими гостями друзьями-литераторами – все работало на их согласие с позициями родителей. Обо всем об этом, можно только догадываться, т.к. в доступных средствах информации конкретно об этом встречаем мало. Но вот согласно логике и опираясь на научно-популярный фильм о музее Г.И. Успенского в Сябреницах (под Чудовом) и такие книги, как об Успенском: «Крутые повороты» А.Борина, «Глеб Успенский» С. Михайловой, или об Я.М. Гаккеле «Творцы и памятники» Р. Ярова, и другие – стало возможным иметь некоторое реальное представление о членах этого семейства.
К примеру, об Ольге Успенской узнаем следующее: «В мае 1897 г. на квартире у Гаккелей отпраздновали окончание института (Политехнического – авт.), хором пели: «А последний наш тост мы подымем за Русь…Гаккель рассказывал хорошенькой Ольге Успенской, сестре своего приятеля Александра по народническим делам, про профессора Миткевича и …машинах Сименса. Но в двенадцать у парадной двери сильно позвонили. Горничная испуганно позвала молодого барина. Яков вышел, и в прихожей околоточный ему вручил предписание, высылка в Пермскую губернию на пять лет». (Известно, что Александр Успенский и Яков Гаккель оказались друзьями по несчастью – подследственными за печатание в нелегальной Лахтинской типографии «Манифеста Маркса» для распространения его среди студенчества).Кстати, в 1896 году будущий архитектор всё же после окончания Института гражданских инженеров (ИГИ) в 1898 годубыл сослан в Черниговскую губернию. А Якова тогда сослали в Пермь, но он по собственной просьбе отправился в Бодайбо, что на р. Лене – на золотопромышленные прииски, где стал работать по специальности – инженером-электриком. Там Яков Модестович из импортных составляющих наладил высоковольтное электроснабжение первых в России электровозов. Ольга же, влюбленная в Якова, позже приехала к нему в Бодайбо на Ивановский прииск, где они и поженились.
Электровоз на Бодайбенских приисках, 1902 г
Вера Глебовна Успенская (Савинкова) (1877- 1942)
А вот негативная судьба старшей дочери Глеба Ивановича Успенского меня сразила наповал. Какие сложнейшие повороты на жизненном пути были ей уготованы… Воспитанница Бестужевских курсов, она под влиянием старшего брата Александра (1873-1907) стала увлекаться народничеством. Этому способствовало и то обстоятельство, что посетив квартиру художника большого друга её отца Н.А. Ярошенко (1846-1898), когда тот рисовал её портрет, она познакомилась с его племянником (сыном сестры Софьи Ярошенко) – Борисом Савинковым. Тогда Борис был ещё студентом Санкт-Петербургского Университета, но он уже познал бунтарский вкус. Это импонировало Вере. Уже вскоре, в 1898 г., они связали себя супружескими узами и через два года стали родителями сына и дочки (Виктора и Танечки). Но эта семейная жизнь однако ушла в прошлое. Далее следовали её беспокойные поездки:
2. В Севастополь в 1906 г. – к месту заключения Савинкова в тюрьму, уже как руководителя Боевой организации Партии социалистов-революционеров, террориста и организатора терроров.
Начиная с 1925 г. и по 1934 г. Вере Савинковой (Успенская) пришлось неоднократно в письмах обращаться с просьбами к Екатерине Павловной Пешковой (официальная жена Максима Горького. Она, как правозащитник, возглавляла Политический Красный крест с 1922 по 1937 гг.) о материальной помощи, рожденных ею от Савинкова, детям: Екатерине и Виктору в счет гонораров за издание либо книг их отца, либо за издания книг их деда Глеба Ивановича Успенского.
М. Горький и Е.П.Пешкова, 1910-е годы.
Мария Глебовна Успенская (Кричинская) (1879-1943)
Мария была средней сестрой из трёх дочерей Г.И. Успенского. Она, конечно, находилась также под влиянием революционных идей старших своих родственников: сестры Веры и брата Саши, но, по-видимому, её благоразумие взяло верх и она как-то оказалась в стороне от их активных действий.
Нижеприведенная переписка по поводу дополнений и уточнений судьбы семейства «Одноклассника» с моей стороны и стороны Натальи Михайловны Гергилевич носит личный характер. Но уж больно в ней много поучительного: и трагического, и назидательного, как в зеркале отражающего перипетии многих судеб, а в особенности - нетривиальных творческих личностей! Прочтем их… А куда же подевался сам «Одноклассник», ведь наверняка с его стороны были тоже вопросы и замечания? Да они были, но все они сглажены. В основном, они касались биографии отца Валентина – Германа Карловича Борхвардта. Последняя редакция очерка всё это учла. С Богом…
Подробнее...
То, что в мире инженерии имя и дела Августина Бетанкура (1758-1824), начиная уже с конца ХVIII столетия с незаслуженными лакунами дошли до наших дней и справедливо сочетались с определениями: лучший, умнейший, гениальный – сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В России он жил и работал с 1808 г. по 1824 г. – в то время, когда по договоренности Наполеона и Александра I, как видный инженер Европы, он был приглашен на длительную службу в нашу страну.