Известно, что по договоренности императоров Александра I и Наполеона еще в 1808 г. для начала создания инженерного Корпуса в России, известный европейский организатор в деле подготовки высокообразованных квалифицированных технических специалистов, Августин Бетанкур был направлен в Петербург.
Сувенирная юбилейная тарелка
На помощь ему в мае 1810г. были присланы молодые, недавно окончившие, по две высших Школы Парижа («Политехнической» и «Мостов и дорог»), специалисты: А. Фабр, Ш. Потье, П. Базен и М.Дестрем. Значительно позже с этой же целью прибыли: Э.Клапейрон, Г.Ламе и А.Рокур де Шарлевиль. Известно, что пятеро из них стали членами Петербургской АН, а вот их учитель Бетанкур – великий ученый и инженер: механик, гидравлик и термодинамик – остался, не отмечен академическим титулом ни в Петербурге, ни в Париже, ни в Мадриде, где так много сделал для мирового естествознания.
В самом деле, а как же обстояли дела с присвоением А. Бетанкуру этих академических званий в основных Европейских странах и, в первую очередь, в Испании, Великобритании и Франции?
Здесь он был избран в высшие академические учреждения, но либо членом Академии изящных искусств Мадрида, либо - членом Экономического общества Испании, либо членом Общества земледелия в Лондоне, либо членом-корреспондентом Национального института Франции. (На начало 19 столетия Национальный Институт Франциипредставлял собою – основное официальное научное академическое учреждение Франции, объединяющее пять национальных академий:
Известно, что Бетанкуру в 1809 г. было присвоено высшее научное академическое звание члена-корреспондента Французской академии изящных искусств. То есть ученый в эти годы в просвещенной Европе воспринимался, по большей части, как видный архитектор. Лишь, неназванная здесь выше Академия наук в Мюнхене (а согласно тому времени– Баварская академия наук), которая со дня своего образования в 1759 г. подразделялась на два отделения: Математико-естественнонаучный и Историко-филологический), присвоила ему звание академика по математико-естественнонаучному отделению!
Но вот здесь возникают вопросы особенно к обструкции научно-техническим сообществом Франции деятельности Бетанкра в период его там пребывании в разные временные рамки периода 1798-1808 гг. Вот отражения основных вех его последовательности действий, для возможного избрания его в члены Парижской АН:
Первые два труда были специально посланы в Парижскую АН, а последнее издание явилось основным учебником по механике во всех европейских странах на протяжении 50 лет! Как заявляют авторы д.т.н., профессор И.Г. Киселев и к.т.н., доцент Д.В. Никольский статьи «Роль Августина Бетанкура в развитии термодинамики» – в специальном выпуске, посвященному 250-летию Августина Бетанкура, «…Бетанкур не обладал ещё тем весом и авторитетом [на 1790 г. – авт.]в академических сферах, которые позволили бы его работам оказать серьезное влияние на научную общественность».А устно мне было добавлено, – Внутренняя обстановка во Франции конца 18 века была на редкость туманной и нестабильной, и прежние институты законопорядка были приостановлены в стране на неопределенное время…
А каких научных академических высот достиг Бетанкур в Петербурге, где существовали в период его деятельности в России три Академии: Петербургская академия наук, Российская Академия и Академия художеств? Провокационный вопрос, но к нему и формальный ответ – н и к а к и х ! Так как, ему для этого либо нужно было представить оригинальную научную или научно-учебную работу в Петербургскую АН или РАН; либо – заручиться письменными ходатайствами-рекомендациями от действующих академиков, хотя бы из того же ИКИПС.
Первых – у него не было в виду своей загруженности ответственными поручениями от важных лиц страны; вторыми – (а таковые были, как-то академики: В.И. Гурьев, С.Е. Висковатов, Н.И. Фусс, последний, кстати, рекомендовал в 1817 г. к избранию в чл.-корр. Петербургской АН – профессора П.П.Базена),он в виду своего административного старшинства, не мог воспользоваться. Что касается его членства в АХ, то он считал неприличным самому ходатайствовать о каком-либо почетном звании себе, либо инициировать по этой причине действия со стороны членов Комитета строений Петербурга.Что касается достижений Августина Бетанкура во благо России на ниве образования, многих производств, сооружении транспортных инфраструктур, строительства и архитектуры и т.д., то тут возможны только похвалы и восхищения в высшей степени! Ниже приведем, придерживаясь хронологии, факты из основных его деяний и достижений в период его служения в нашей стране.
Девушка с разбитым кувшином.
Тверь - защитная набережная-бульвар от наводнения
Землечерпалка Бетанкура
Tульский оружейный завод
Главный штаб, арх. К.Росси, 1823г.
Казанский пушечный завод
Манеж, рис. А.Бетанкура
Строительство Исаакиевского собора
Экспедиция заготовления государставенных бумаг
Плашкоутный мост
Монетный Двор в Варшаве
План Нижегородской ярмарки
Одна из первых принудительных канализаций
Пантелеймоновский мост - первый в Петербурге
Сидерометр
Примечание 1. Н.И. Фусс, ученик Л.Эйлера, по рекомендации которого, был приглашен в Россию в 1773 г. и стал академиком Петербургской АН, а с 1801г. по 1818 г. даже исполнял обязанности её Президента. (См. также книгу: Достойны высшего признания, Коренев Л.И. и др.,Спб., 1999г.).
Где-то в 1991-92 гг., началось моё собирательство сведений о древнем роде Строгановых. О первом из них, известно, что жил он на Новгородчине с середины 14 века, и все годы на протяжении около 600 лет эта фамилия была на высоте у нашей страны – России!
Не имея больше терпения тянуть с публикацией своего труда, который мною был подготовлен в 2002г. к 300-летию Санкт-Петербурга и должен был предстать на конкурс высокой комиссии по печати, но был ею на последней стадии моей подготовке его подачи – отвергнут из-за…
Подробнее...В попытке узнать что-то новое о Валерьяне Галямине - выпускнике Путейского вуза 1814 г, пришлось ознакомиться, как о новых фактах и благих деяниях в его жизни, так и о его неблаговидных поступках.
Подробнее...